Почему мы вспоминаем именно прп. Марию Египетскую Великим постом? Каждым Великим постом есть особая служба, называемая «Мариино стояние», во время которой совершается чтение жития преподобной Марии Египетской. И вот некоторые люди не понимают, почему из огромного множества святых именно житию этой святой Церковь уделяет такое большое внимание во время Великого поста. Мне даже доводилось встречать такие рассуждения: вот, мол, все равно же большинство верующих не сможет повторить подвиг преподобной Марии, не сможет все оставить и уйти в пустыню на сорок семь лет, так зачем это нам вспоминать? Как будто здесь Церковь ошиблась при выборе. Но всякий раз, когда человек так думает, ошибается он сам, не понимая смысла того, что делает Церковь. Так давайте вникнем в то, что нам дает житие преподобной Марии Египетской. Первая важная истина, которой нас учит это житие, - что из любого падшего состояния человек может подняться. И преподобная Мария не скрывала, и Церковь не скрывает, в сколь ужасном состоянии она находилась до своего покаяния. Но даже из мерзкого состояния порабощенности блудной страстью в такой степени, когда это уже называется блудным возбешением, человек может не просто подняться, но очиститься и стать святым. Вторая важная истина – это то, что такое преображение души, такое покаяние – это не просто сказать: «простите». Степень покаяния должна быть соразмерна степени совершенных грехов. Так что и мы, желая исправиться, должны понимать это и прилагать усилия. Недостаточно просто прийти, произнести свои грехи на исповеди, а дальше жить как прежде. Если речь идет о тяжких смертных грехах, нужно исправлять свою жизнь. Покаяние – это не слова и не чувства, но прежде всего воля и исправление нашей жизни. И преподобная Мария Египетская показала такое исправление. Конечно, не каждый может уйти на 47 лет в пустыню, но приложить силу для того, чтобы деятельно исправиться, изменить свою жизнь, убрать из нее все, что приводило и приводит нас ко греху, вполне возможно. И здесь мы подходим к третьему уроку и понимаем, почему именно во время Великого Поста Церковь предлагает нам житие преподобной Марии Египетской. Потому что средством освобождения, очищения и освящения ее послужило воздержание не только от блуда, но и от излишества в пище, от развлечений, то есть именно пост превратил блудницу в святую. И если он смог это сделать с преподобной Марией Египетской, то и с нами тоже может сделать. Житие преподобной Марии Египетской – это выражение преображающей силы поста. Но, как мы помним из жития преподобной Марии, она не искала себе каких-нибудь послаблений во время ее поста. Наоборот, она даже усилила пост в большей степени, чем это требуется от любого мирянина в Церкви. И в связи с этим ее постом еще один важный урок, который может получить каждый христианин, желающий исправить свою жизнь – это то, что нужно удалять из нашей жизни все, что провоцирует нас на грех. Преподобная Мария ушла из мира, в котором на каждом углу были для нее соблазны впасть в грех блуда. Не все могут уйти из мира в пустыню, но многие люди, которые также страдают от блудной страсти – я сейчас говорю про христиан, – при этом не прекращают смотреть разные нечистые изображения в интернете, грязные фильмы, распаляющие их страсть. От этого-то удалиться они могли бы? Могли бы. Так вот тебе пример. Если преподобная Мария смогла отказаться от всего, почему ты, если говоришь, что ты желаешь покаяться, исправиться, освободиться от греха, не можешь убрать из своей жизни хотя бы вот это? Можешь. Здесь вопрос только в воле. И преподобная Мария Египетская являет нам как раз пример великой воли, которая нашлась даже у простой женщины. Этот пример также опровергает тех, кто говорит о якобы дискриминации женщины в христианстве. Когда читалось житие преподобной Марии, вы слышали, что когда старец Зосима ее находит, с каким почтением он к ней обращается, хотя он монах, он мужчина, он священник. Но в Церкви важно, не какой у тебя пол или происхождение или национальность, материальный остаток. Самое главное в Церкви – какого духовного уровня ты достиг, этим определяется твое положение. И святой Зосима увидел сразу, что перед ним подвижница, стяжавшая Духа Святого. И не только преподобный Зосима это увидел, но и Церковь это увидела. И поэтому, хотя у нас есть огромное количество мужчин преподобных, именно преподобную Марию Египетскую Церковь сугубо вспоминает и ставит в пример всем нам во время Великого Поста, показывая, что достижение высших ступеней святости открыто для всех. Не только для священников, не только для монахов, потому что формально она и пострига монашеского не принимала. Не только для людей, которые с детства жили в святости и благочестии. Как некоторые говорят: вот я прочитал житие святого, он с детства отказывался принимать пищу по средам и пятницам, уклонялся от шумных игр с детьми, неотступно пребывал в храме, если бы я так жил с детства, то, наверно, тоже был бы святым, но у меня другая жизненная история, поэтому я не могу. Преподобная Мария Египетская показывает, что даже с самой плохой предысторией можно встать, подняться, исправиться, приблизиться к Богу, спастись и стать святым. Да поможет Господь всем нам по молитвам преподобной Марии научиться воздержанию и принести плод достойного покаяния.